CodeLAB
на главную карта сайта обратная связь

Популярные задачи:

#qForms, библиотека типичного функционала валидации/построения/связки html-форм. (149814 hits)
#Отслеживание изменений файла. (39118 hits)
#Хранение иерархических деревьев. (54290 hits)
#Код. (183015 hits)
#Синус. (62343 hits)
#Динамическая очистка выпадающего списка (select) на javascript. (92962 hits)
#Полезные утилиты, небольшие api и библиотеки и проч.. (70957 hits)
#Циклический сдвиг массива или строки - 3 уникальных алгоритма. (396822 hits)
#Преобразование RGB в HEX и обратно HEX в RGB. (58015 hits)
#Программное создание ссылок. (101052 hits)
#Найти максимальную сумму в последовательности. (141465 hits)
#Таймер. (41768 hits)
#Рисование прямоугольника. (32286 hits)
#Разбор строки. (274594 hits)
#Рисование Фрактала (листьев папоротника). (54295 hits)
#Сортировка Шелла, обший принцип. (147760 hits)
#Выборка всех записей таблицы. (34554 hits)
#Как посчитать одинаковые пары за 1 проход (самая быстрая версия!). (3450 hits)
#Простая геометрическая и текстовая анимация. (402096 hits)
#Рисование линии. (39815 hits)


Главная >> Каталог задач >> Паттерны >> Поведения >> Наблюдатель (Observer)

Наблюдатель (Observer)

Aвтор:
Дата:
Просмотров: 178501
реализации(java: 2шт...) +добавить

Имя

«Паттерн
Observer»
Наблюдатель - паттерн поведения объектов, устанавливающий систему оповещения объектами своих соседей в процессе их деятельности.

Известен также под именами: Dependents (подчиненные), Publish-Subscribe (издатель-подписчик).

Условия, Задача, Назначение

Очень часто в процессе функционирования и взаимодействия объектов системы нужно оповещать других участников по завершении какой-нибудь значимой операции.
Конечно же, можно в каждый такой класс, производящий значимые действия добавлять обращение к этим всем другим заинтересованным объектам, но этот способ довольно губителен: мало того, что таким образом мы «хардкодим» (дублируем) как попало новые связи между объектами (система становится все менее и менее гибкой) – это еще и в разы затруднит последующую модификацию каких либо участников, т.к. необходимо будет перекомпилировать этот код обращения ко всем заинтересованных субъектам.
В этом случае очень подошло бы иметь такую структуру, в которой каждый участник, если он заинтересован в каких-либо событиях системы, мог бы самостоятельно «подписаться» на эти изменния независимо от других заинтересованных участникам – и, таким образом, получая уведомления об этих событиях – выполнять требуемые ответные действия.
В результате – не создается лишних связей: есть источник значимых действий, есть заинтересованные в фактах выполнения этих действий субъекты, никак не связанный друг с другом, количество которых при этом – также неограниченно.
Паттерн-наблюдатель описывает именно такой подход:
определяет зависимость типа «один ко многим» между объектами таким образом, что при изменении состояния одного объекта все зависящие от него оповещаются об этом и автоматически обновляются.

Мотивация

В результате разбиения системы на множество совместно работающих классов появляется необходимость поддерживать согласованное состояние взаимосвязанных объектов. Но не хотелось бы, чтобы за согласованность надо было платить жесткой связанностью классов, так как это значительно уменьшает возможности повторного использования.
Например, во многих библиотеках для построения графических интерфейсов пользователя презентационные аспекты интерфейса отделены от данных приложения. С классами, описывающими данные (Модели) и их представление (View, шаблоны), можно работать автономно. Электронная таблица и диаграмма, представляющие одни и те же данные, не имеют информации друг о друге, поэтому вы вправе использовать их по отдельности. Но ведут они себя так, как будто «знают» друг о друге. Когда пользователь работает с таблицей, все изменения немедленно отражаются на диаграмме, и наоборот:

При таком поведении подразумевается, что и электронная таблица, и диаграмма зависят от данных объекта и поэтому должны уведомляться о любых изменениях в его состоянии. И нет никаких причин, ограничивающих количество зависимых объектов; для работы с одними и теми же данными может существовать любое число пользовательских интерфейсов.
Паттерн наблюдатель описывает, как устанавливать такие отношения. Ключевыми объектами в нем являются субъект и наблюдатель. У субъекта может быть сколько угодно зависимых от него наблюдателей. Все наблюдатели уведомляются об изменениях в состоянии субъекта. Получив уведомление, наблюдатель обновляет у субъекта данные, чтобы синхронизировать с ним свое состояние.
Такого рода взаимодействие часто называется отношением издатель-подписчик. Субъект издает или публикует уведомления и рассылает их, даже не имея информации о том, какие объекты являются подписчиками. На получение уведомлений может подписаться неограниченное количество наблюдателей.

Признаки применения, использования паттерна Наблюдатель (Observer)

Используйте паттерн наблюдатель в следующих ситуациях:
  1. Когда у абстракции есть два аспекта, один из которых зависит от другого.
    Инкапсуляции этих аспектов в разные объекты позволяют изменять и повторно использовать их независимо.
  2. Когда при модификации одного объекта требуется изменить и другие, но неизвестно, сколько именно объектов нужно изменить.
  3. Когда один объект должен оповещать других, не делая предположений, не владея информацией об уведомляемых объектах. Другими словами, вы не хотите, чтобы объекты были тесно связаны между собой.

Решение

Участники паттерна Наблюдатель (Observer)

  1. Subject – субъект.
    Регистрирует своих наблюдателей. За субъектом может «следить» любое число наблюдателей.
    Предоставляет интерфейс для регистрации и, соотвественно, отписки наблюдателей.
  2. Observer – наблюдатель.
    Определяет интерфейс для уведомления подписчисчиков, т.е. объектов, заинтересованных в изменениях субъекта.
  3. ConcreteSubject - конкретный субъект.
    Сохраняет состояние, представляющее интерес для любого конкретного наблюдателя ConcreteObserver.
    Посылает информацию своим наблюдателям, когда происходит изменение.
  4. ConcreteObserver - конкретный наблюдатель.
    Хранит ссылку на объект класса ConcreteSubject (для того чтобы потом обращаться к нему за синхронизацией данных).
    Сохраняет данные, которые должны быть согласованы с данными субъекта.
    Реализует интерфейс обновления, определенный в классе Observer, чтобы «быть уведомленным» о изменениях ConcreteSubject-а.

Схема использования паттерна Наблюдатель (Observer)

Объект ConcreteSubject уведомляет своих наблюдателей о любом изменении, которое могло бы привести к рассогласованности состояний наблюдателей и субъекта. После получения от конкретного субъекта уведомления об изменении объект ConcreteObserver может запросить у субъекта дополнительную информацию, которую использует для того, чтобы оказаться в состоянии, согласованном с состоянием субъекта.

На диаграмме взаимодействий показаны отношения между субъектом и двумя наблюдателями.

Объект Observer, который инициирует запрос на изменение, откладывает свое обновление до получения уведомления от субъекта. Операция Notify не всегда вызывается субъектом. Ее может вызвать и наблюдатель, и посторонний объект. В следующем разделе обсуждаются часто встречающиеся варианты.

Вопросы, касающиеся реализации паттерна Наблюдатель (Observer)

При реализации механизма подписчиков возникает множество аспектов:
  1. Отображение субъектов на наблюдателей.
    С помощью этого простейшего способа субъект может отследить всех наблюдателей (ConcreteObserver-ов), которым он должен посылать уведомления, то есть хранить на них явные ссылки (т.е. традиционный). Однако при наличии большого числа субъектов и всего нескольких наблюдателей это может оказаться накладно. Один из возможных компромиссов в пользу экономии памяти за счет времени состоит в том, чтобы использовать ассоциативный массив (например, хэш-таблицу) для хранения отображения между субъектами и наблюдателями. Тогда субъект, у которого нет наблюдателей, не будет зря расходовать память. С другой стороны, при таком подходе увеличивается время поиска наблюдателей.
  2. Наблюдение более чем за одним субъектом.
    Иногда наблюдатель (Observer) может зависеть более чем от одного субъекта. Например, у электронной таблицы бывает более одного источника данных. В таких случаях необходимо расширить интерфейс метода Update, чтобы наблюдатель мог «узнать», какой субъект прислал уведомление. Субъект может просто передать себя в качестве параметра операции Update, тем самым, сообщая наблюдателю, что именно нужно обследовать.
  3. Инициатор обновления.
    Чтобы сохранить согласованность, субъект и его наблюдатели полагаются на механизм уведомлений. Но какой именно объект вызывает операцию Notify для инициирования обновления? Есть два варианта:
    + операции класса Subject, изменившие состояние, вызывают Notifу для уведомления об этом изменении. Преимущество такого подхода в том, что клиентам не надо помнить о необходимости вызывать операцию Notify субъекта. Недостаток же заключается в следующем: при выполнении каждой из нескольких последовательных операций будут производиться лишние обновления, что может стать причиной неэффективной работы программы.
    + ответственность за своевременный вызов Notify возлагается на клиента. Преимущество: клиент может отложить инициирование обновления до завершения серии изменений, исключив тем самым ненужные промежуточные обновления. Недостаток: у клиентов появляется дополнительная обязанность. Это увеличивает вероятность ошибок, поскольку клиент может забыть вызвать Notify.
    В то же время можно предусмотреть комбинированный вариант: там где недостатки одного подхода начинают начинают преобладать – начинает использоваться другой.
  4. «Висячие» ссылки на удаленные субъекты.
    Удаление субъекта не должно приводить к появлению висячих ссылок у наблюдателей. Избежать этого можно, например, поручив субъекту уведомлять все свои наблюдатели о своем удалении, чтобы они могли уничтожить хранимые у себя ссылки. В общем случае простое удаление наблюдателей не годится, так как на них могут ссылаться другие объекты и под их наблюдением могут находиться другие субъекты.
  5. Гарантии непротиворечивости состояния субъекта перед отправкой уведомления.
    Важно быть уверенным, что перед вызовом операции Notify состояние субъекта непротиворечиво, поскольку в процессе обновления собственного состояния наблюдатели будут опрашивать состояние субъекта.
    Правило непротиворечивости очень легко нарушить, если операции одного из подклассов класса Subject вызывают унаследованные операции. Например, в следующем фрагменте уведомление отправляется, когда состояние субъекта уже противоречиво:
     позднее обновление состояния [java]  ссылка
    1. package observer;
    2.  
    3. public class MySubject {
    4.  
    5. public void Operation(int newValue) {
    6. BaseClassSubject.Operation(); /* Отправить уведомление */
    7.  
    8. /* Обновление состояние подкласса...
    9. * - что на самом деле уже слишком поздно
    10. */
    11. _myInstVar = newValue;
    12. }
    13. }


    Избежать этой ловушки можно, отправляя уведомления из шаблонных методов абстрактного класса Subject. Определите примитивную операцию, замещаемую в подклассах, и обратитесь к Notify, используя последнюю операцию в шаблонном методе. В таком случае существует гарантия, что состояние объекта непротиворечиво, если операции Subject замещены в подклассах:
     уведомления через шаблонные методы Subject-а [java]  ссылка
    1. package observer;
    2.  
    3. public class Text {
    4.  
    5. public void Cut(TextRange r) {
    6. ReplaceRange(r);
    7. Notify();
    8. }
    9. }


    Желательно фиксировать, какие операции класса Subject инициируют обновления.
  6. Зависимость протокола.
    Как избежать зависимости протокола обновления от наблюдателя: модели вытягивания и проталкивания. В реализациях паттерна наблюдатель субъект довольно часто транслирует всем подписчикам дополнительную информацию о характере изменения. Она передается в виде аргумента операции Update, и объем ее меняется в широких диапазонах.
    На одном полюсе находится так называемая модель проталкивания (push model), когда субъект посылает наблюдателям детальную информацию об изменении независимо от того, нужно ли им это. На другом - модель вытягивания (pull model), когда субъект не посылает ничего, кроме минимального уведомления, а наблюдатели сами запрашивают детали позднее.
    В модели вытягивания подчеркивается неинформированность субъекта о своих наблюдателях, а в модели проталкивания предполагается, что субъект владеет определенной информацией о потребностях наблюдателей. В случае применения модели проталкивания степень повторного их использования может снизиться, так как классы Subject предполагают о классах Observer, которые не всегда могут быть верны. С другой стороны, модель вытягивания может оказаться неэффективной, ибо наблюдателям без помощи субъекта необходимо выяснять, что изменилось.
  7. Явное специфицирование представляющих интерес модификаций.
    Эффективность обновления можно повысить, расширив интерфейс регистрации субъекта, т.е. предоставив возможность при регистрации наблюдателя указать, какие события его интересуют. Когда событие происходит, субъект информирует лишь тех наблюдателей, которые проявили к нему интерес.
    Чтобы получать конкретное событие, наблюдатели присоединяются к своим субъектам следующим образом:
     присоединение наблюдателя к субъекту [C++]  ссылка
    1. void Subject::Attach(Observer*, Aspects interest);


    - где interest определяет представляющее интерес событие. В момент посылки уведомления субъект передает своим наблюдателям изменившийся аспект в виде параметра операции Update. Например:
     посылка уведомления [C++]  ссылка
    1. void Observer::Update(Subject*, Aspects interest);

  8. Инкапсуляция сложной семантики обновления.
    Если отношения зависимости между субъектами и наблюдателями становятся особенно сложными, то может потребоваться объект, инкапсулирующий эти отношения. Будем называть его ChangeManager (менеджер изменений). Он служит для минимизации объема работы, необходимой для того чтобы наблюдатели смогли отразить изменения субъекта. Например, если некоторая операция влечет за собой изменения в нескольких независимых субъектах, то хотелось бы, чтобы наблюдатели уведомлялись после того, как будут модифицированы все субъекты, дабы не ставить в известность одного и того же наблюдателя по несколько раз.
    У класса ChangeManager есть три обязанности:
    - строить отображение между субъектом и его наблюдателями и предоставлять интерфейс для поддержания отображения в актуальном состоянии. Это освобождает субъектов от необходимости хранить ссылки на своих наблюдателей и наоборот.
    - определять конкретную стратегию обновления (совокупность действий).
    - обновлять всех зависимых наблюдателей по запросу от субъекта.
    На следующей диаграмме представлена простая реализация паттерна наблюдатель с использованием менеджера изменений ChangeManager. Имеется два специализированных менеджера. SimpleСhangeManager всегда обновляет всех наблюдателей каждого субъекта, a DAGChangeManager обрабатывает направленные ациклические графы зависимостей между субъектами и их наблюдателями. Когда наблюдатель должен «присматривать» за несколькими субъектами, предпочтительнее использовать DAGChangeManager. В этом случае изменение сразу двух или более субъектов может привести к избыточным обновлениям. Объект DAGChangeManager гарантирует, что наблюдатель в любом случае получит только одно уведомление. Если обновление одного и того же наблюдателя допускается несколько раз подряд, то вполне достаточно объекта SimplechangeManager:

    ChangeManager - это пример паттерна посредник. В общем случае есть только один объект ChangeManager, известный всем участникам. Поэтому полезен будет также и паттерн одиночка.
  9. Комбинирование классов Subject и Observer.
    В библиотеках классов, которые написаны на языках, не поддерживающих множественного наследования (например, Java, Smalltalk), обычно не определяются отдельные классы Subject и Observer, а лишь интерфейсы. Поэтому эти роли можно легко совместить в одном классе. Это позволяет определить объект, выступающий в роли одновременно субъекта и наблюдателя, без множественного наследования. Так, в Java Subject и Object определены как интерфейсы Observable/Observer, в Smalltalk – оба в корневом классе Object и потому доступны вообще всем классам.

Результаты

Паттерн наблюдатель позволяет изменять субъекты и наблюдатели независимо друг от друга. Субъекты разрешается повторно использовать без участия наблюдателей, и наоборот. Это дает возможность добавлять новых наблюдателей без модификации субъекта или других наблюдателей.
Рассмотрим некоторые достоинства и недостатки Паттерн наблюдатель:
  1. Абстрактная связанность субъекта и наблюдателя.
    Субъект имеет информацию лишь о том, что у него есть ряд наблюдателей, каждый из которых подчиняется простому интерфейсу абстрактного класса Observer. Субъекту неизвестны конкретные классы наблюдателей. Таким образом, связи между субъектами и наблюдателями носят абстрактный характер и сведены к минимуму.
    Поскольку субъект и наблюдатель не являются тесно связанными, то они могут находиться на разных уровнях абстракции системы. Субъект более низкого уровня может уведомлять наблюдателей, находящихся на верхних уровнях, не нарушая иерархии системы. Если бы субъект и наблюдатель представляли собой единое целое, то получающийся объект либо пересекал бы границы уровней (нарушая принцип их формирования), либо должен был находиться на каком-то одном доступном уровне (компрометируя абстракцию уровня).
  2. Поддержка широковещательных коммуникаций.
    В отличие от обычного запроса для уведомления, посылаемого субъектом, не нужно задавать определенного получателя. Уведомление автоматически поступает всем подписавшимся на него объектам. Субъекту не нужна информация о количестве таких объектов, от него требуется всего лишь уведомить своих наблюдателей. Поэтому мы можем в любое время добавлять и удалять наблюдателей.
    Наблюдатель сам решает, обработать полученное уведомление или игнорировать его.
  3. Неожиданные обновления.
    Поскольку наблюдатели не располагают информацией друг о друге, им неизвестно и о том, во что обходится изменение субъекта. Безобидная, на первый взгляд, операция над субъектом может вызвать целый ряд обновлений наблюдателей и зависящих от них объектов. Более того, нечетко определенные или плохо поддерживаемые критерии зависимости могут стать причиной непредвиденных обновлений, отследить которые очень сложно.
    Эта проблема усугубляется еще и тем, что простой протокол обновления не содержит никаких сведений о том, что именно изменилось в субъекте. Без дополнительного протокола, помогающего выяснить характер изменений, наблюдатели будут вынуждены проделать сложную работу для косвенного получения такой информации.

Пример

Рассмотрим пример простого одного из возможных методов мониторинга пользователей системы на основе протокола Observer/Observable. Вначале определим класс Users, производный от Observabse: Users.

Объект Users сохраняет список имен пользователей, подключившихся к системе. Когда очередной пользователь подключается к системе либо, наоборот, отключается от нее, всем объектам Observer передается его имя. Метод notifyObservers рассылает сообщения только в том случае, если статус пользователя (точнее внутренний флаг объекта Observer-а) изменился, следовательно, необходимо перед этим вызывать унаследованный метод setChanged объекта Users, поскольку иначе notifyObservers не выполнит ничего существенного.
Вот как может выглядеть реализация метода update в расширенном классе Observer, который предусматривает возможности отслеживания сведений о пользователях системы: Eye.
 
Каждый объект Eye («глаз») наблюдает за определенным объектом Users. Когда пользователь подключается к системе либо отключается от нее, объект Eye получает уведомление об этом событии, поскольку в конструкторе Eye посредством вызова метода addObserver соответствующего объекта Users выполняется процедура регистрации Eye как «заинтересованного» объекта. Метод update выполняет проверку корректности параметра, а затем изменяет состояние объекта Eye в соответствии с тем, подключился ли пользователь к системе или «вышел» из нее.
Анализ происшедшего события, выполняемый с помощью имени пользователя, в даннном случае намеренно упрощен. Вместо простого имени методу update можно было бы передавать объект специального типа, более полно описывающий природу события и объект, к которому оно относится; такой подход, возможно, возволил бы расширять набор функций программы без необходимости внесения изменений в существующий код.


Известные применения паттерна Наблюдатель (Observer)

Первый и, возможно, самый известный пример паттерна наблюдатель появился в схеме модель/вид/контроллер (MVC) языка Smalltalk, которая представляет собой каркас для построения пользовательских интерфейсов в среде Smalltalk. Класс Model в MVC – это субъект, a View – базовый класс для наблюдателей. В языках Smalltalk, ET++ и библиотеке классов THINK предлагается общий механизм зависимостей, в котором интерфейсы субъекта и наблюдателя помещены в класс, являющийся общим родителем всех остальных системных классов.

 
В языке Java наблюдатели определены самым явным образом: в ядре языка имеется интерфейс Observer и класс Observable. Семантика и названия методов оповещения и подписки, конечно, отличиются от приведенных в этом описании, но задачи решаются в точности те же самые: Observer (Subject) обладает методами добавления удаления объектов Observable, а также setChanged, который вызывает notifyObservers (аналог Notify); интерфейс Observer в точности поддерживает тот же единственный метод Update, которому автоматически передается сам вызвавший это объект Observable (таким образом автоматически поддерживается схема наблюдения более чем за одним субъектом) и другой произвольный объект, инкапсулирующий список аргументов.
 
Среди других библиотек, в которых используется паттерн наблюдатель, стоит упомянуть Interviews, Andrew Toolkit и Unidraw. В Interviews как и в Java также явно определены классы Observer и Observable (для субъектов). В библиотеке Andrew они называются видом (view) и объектом данных (data object) соответственно. Unidraw делит объекты графического редактора на части View (для наблюдателей) и Subject.

Родственные паттерны

Посредник: класс ChangeManager действует как посредник между субъектами и наблюдателями, инкапсулируя сложную семантику обновления.
Одиночка: класс ChangeManager может воспользоваться паттерном одиночка, чтобы гарантировать уникальность и глобальную доступность менеджера изменений.

Реализации:

java(2), javascript(1)   +добавить

1) Users.java на java, code #515[автор:this]
2) Eye.java на java, code #516[автор:this]